info@sibohota.ru +7(383)334-35-39 Войти
Облава на медведя
14 октября 2011

Подробности охоты на гигантского хищника, который считал человека источником пищи

Поздним вечером 2 октября в Новосибирской области застрелен медведь-гигант. Самец весом 400 кг попал в засаду и был убит одним выстрелом. Перед этим косолапый отравлял жизнь обитателям села Бергуль — нападал на скот и портил посевы овса. Получив спортивно-любительскую лицензию, охотники подготовили приманку и однажды ночью дождались визита беспокойного «хозяина тайги». Инспектор-охотник Алексей Коровин говорит, что сам нажал на спусковой крючок карабина: «Теперь его шкура — мой трофей». Убитый мишка не был людоедом, но на его защиту не встал даже Всемирный фонд дикой природы (WWF). Считается, что бурых медведей, в отличие от белых, и так достаточно много. Как считает новосибирский охотовед Владимир Телепнев, стрелять таких хищников, как бергульский гигант, в Новосибирской области можно даже почаще.
Справка: В мире около 200 тыс. бурых медведей (Ursus arctos). Везде, кроме России (120 тыс. особей), они находятся под угрозой сокращения численности. В Новосибирской области постоянно обитают 400–500 бурых медведей, в Томской — около 7000, в Кемеровской — 2000. (Данные WWF, ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства)
Бергульский гигант появился в окрестностях села еще весной. Как рассказал инспектор департамента по охране, контролю и регулированию животного мира в Куйбышевском районе Алексей Коровин, жители заметили медвежьи следы в 2–3 километрах от населенного пункта: «Там такая ступня — как будто мужик прошел босиком с ногой пятьдесят-какого-то размера… Этот медведь наносил ущерб. На его счету около 7 голов крупного рогатого скота. Местные его боялись». Кроме того, медведь питался овсом и портил его посевы. Как сообщает портал Сибкрай.ру, в прошлом году жителей села Бергуль беспокоили сразу два медведя.
«Зверя удалось добыть вечером 2 октября. Оказалось, он очень крупный — около 2 м 70 см, вес около 400 кг. Насколько я знаю, такие особи раньше встречались только на Камчатке», — сообщил Алексей Коровин.
Коровин лично застрелил гигантского медведя: «Мы сделали лабаз (склад-приманку. — К.П.) на овсе на высоте 10 метров и подкараулили его. Ночью он пришел кормиться. И все: один выстрел, и медведь лежит». Охотник стрелял из нарезного карабина «Лось 9.1» немецким патроном Dynamit Nobel. Отстрел животного был оформлен официально: «Мы получили разрешение на добычу объекта животного мира, спортивно-любительскую лицензию (3500 руб.). В последнее время в Куйбышевском районе не составляет труда добыть медведя — они все ближе и ближе подходят к нам. Почему — не понятно».
Предположение о причинах повышения активности медведей высказывают авторы книги «Бурый медведь Алтае-Саянского экорегиона и сопредельных горных систем юга Сибири» (П.В. Баранов, М.Г. Бондарь, Красноярск, 2010): «Ассоциация «человек — источник пищи» возникает у медведя, когда он привыкает питаться остатками человеческой пищи или находит еду рядом с поселениями». Авторы считают, что охотникам выдают слишком мало лицензий на отстрел бурых медведей, и это приводит к росту популяции: медведи начинают чаще выходить к людям в поисках пищи, поедают друг друга.
Полученные лицензии (45–50 в год) на отстрел бурых медведей остаются нереализованными, — вздыхает директор Западно-Сибирского филиала ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства Россельхозакадемии Владимир Телепнев.
По данным ученого-охотоведа, в год в НСО реально отстреливают только 5-6 медведей, еще некоторое количество уничтожают браконьеры, но в целом популяция стабильна. Господин Телепнев убежден, что бергульского медведя надо было убить. Пресс-секретарь Алтае-Саянского отделения WWF Татьяна Иваницкая согласна с таким выводом: «Медведь, который начал беспокоить поселок, — опасен. Его бесполезно отгонять, отпугивать. Привыкнув к легкой «добыче» в виде скота или кормежки на помойке, медведь будет возвращаться вновь и вновь. Единственный способ — ликвидация».
Убитого 2 октября медведя исследовали на трихинеллез (опасные паразиты, содержащиеся в мясе). «Мясо чистое, жирное — два мешка сала нарезали. Раздали людям, кто просил — тем и отдавали. А шкура — это трофей, ее уже отдали на выделку», — с охотничьим азартом рассказывает Алексей Коровин. По его словам, убитый медведь очень уж крупный. В новейшей истории медведя весом 500 кг застрелили в Кузнецком Алатау.
У коренных народов Сибири убийство медведя на охоте обставляется строгим ритуалом. «У сибирских народов развит культ медведя. У хантов и манси до сих пор бытует праздник, когда добывают медведя», — рассказала зав. сектором фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН Евгения Кузьмина. По ее словам, охотничьи обряды совершаются для того, чтобы убитый медведь не причинил вреда роду охотника. Особняком стоят мифы о сожительстве женщины с медведем. От такого союза рождаются герои богатырских сказок.
По данным с НГС.ру
Вернуться к списку новостей