Доступность и универсальность надувных лодок позволяет их использовать в самых разных сферах нашей жизни

Преимуществом надувных лодок является относительная простота транспортировки.

Весельную надувную лодку или лодку, рассчитанную на установку небольшого мотора, легко может перевозить один человек - многие лодки укомплектованы специальными сумками для переноски или помещаются в рюкзак среднего размера.

Надувные лодки обычно имеют небольшую осадку, поэтому их удобно эксплуатировать на мелководье. Кроме того, надувную лодку практически невозможно перевернуть, а если на пути попадется непреодолимое препятствие, лодку в большинстве случаев можно пронести по берегу. Еще одним важным преимуществом надувных лодок является простота хранения - в сложенном состоянии лодка не займет много места в гараже или в квартире. Перечисленные достоинства сделали надувные лодки весьма популярными во всем мире. Они широко используются для туристических прогулок, рыбалки, охоты, служат патрульными судами, шлюпками на небольших яхтах. Надувные лодки широко применяются как спасательное средство на самолетах и кораблях.
Недостатки надувных лодок - низкий (по сравнению с жесткокорпусными судами) уровень комфорта, несколько худшая управляемость, более скромные динамические характеристики при такой же мощности двигателя и меньшая прочность.
Российский рынок надувных судов достаточно широк. В зависимости от целей, для которых будет использоваться лодка и финансовых возможностей, на рынке представлены лодки отечественного или импортного производства, весельные или рассчитанные на установку двигателя. Существуют лодки с жестким стеклопластиковым корпусом и надувными бортами, на многие лодки возможно установить двигатель с дистанционным управлением. Выпускаются лодки, рассчитанные на установку тента.
ВИДЫ НАДУВНЫХ ЛОДОК
Надувные лодки можно в зависимости от конструкции разделить на гребные и моторные.

Гребные лодки имеют обычно достаточно простую конструкцию. Надувные борта здесь разделены на несколько отсеков, поэтому даже в случае повреждения (прокола) одного из них лодка будет оставаться на плаву. Пайолы (пол) надувных гребных лодок могут быть как полужесткими (в материал днища вставлены несколько кусков пластика или фанеры), так и жесткими (из фанеры, легкого сплава). Для удобства гребли, а также для придания корпусу надувной лодки большей жесткости между бортами вставляется жесткая банка (скамейка), остальные сидячие места могут иметь вид надувных подушек. Гребные лодки могут применяться для рыбалки, охоты, туристических походов на небольшие расстояния и просто для отдыха на воде. Для более серьезных походов некоторыми предприятиями отечественной промышленности выпускаются надувные байдарки, которые конечно не такие быстроходные, как традиционные байдарки, но гораздо легче транспортируются и быстрее готовятся к плаванию.

Наиболее популярными в нашей стране являются гребные лодки отечественного производства (в основном, ярославские и уфимские). Это вызвано, прежде всего, их невысокой стоимостью.
Моторные лодки, рассчитанные на установку подвесного двигателя, могут достаточно сильно отличаться по конструкции, в зависимости от мощности двигателя и предполагаемых условий эксплуатации. Основным отличием этих лодок от гребных является то, что у них есть жесткий транец, на который крепится двигатель. Естественно, для более мощных двигателей нужны более прочные транец лодки и элементы его крепления к корпусу.
Надувные лодки, как и суда с жестким корпусом, могут быть рассчитаны на плавание в глиссирующем или водоизмещающем режиме. Если лодка рассчитана на установку небольшого двигателя мощностью 2 - 3 л.с., то она, скорее всего, не сможет выйти на глиссирование, поэтому дно в такой лодке не обязательно должно быть полностью жестким. Обычно в таких лодках пайолы делаются либо надувными, либо усиливаются поперечными рейками. Эти лодки так же, как и гребные, достаточно легко транспортируются силами одного - двух человек, так как умещаются в специальный рюкзак для переноски, а двигатели малой мощности весят сравнительно немного.
Лодки, рассчитанные на установку более мощного подвесного мотора, ходят обычно в глиссирующем режиме, и комплектуются жесткими пайолами, позволяющими лодке уверенно глиссировать с высокими скоростями. В соответствии с европейскими правилами эксплуатации надувных лодок, суда длиной более 3 метров не должны иметь плоское днище (это отрицательно сказывается на ее управляемости и курсовой устойчивости), поэтому импортные лодки достаточно больших размеров (более 2,3 м длиной) имеют днище, сделанное в форме "глубокого V". Лодки или катера с жестким пластиковым или алюминиевым днищем, имеющим форму "глубокого V" и надувными бортами называются лодками RIB (Rigid Inflatable Boats). Эти суда могут достаточно легко переноситься силами нескольких человек, и при этом имеют все преимущества судов с жестким корпусом - высокие мореходные качества, прочное дно, возможность установки мощного двигателя (до 150 л.с., а иногда и гораздо выше), отличные динамические характеристики (для некоторых лодок с жестким дном и надувными бортами скорость 100 км/ч не является пределом). Все эти преимущества лодок RIB сделали их очень популярными во многих европейских странах.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ НАДУВНЫХ ЛОДОК
Для изготовления надувных лодок используются три наиболее популярных материала – прорезиненная ткань, армированные и неармированные ПВХ, а также хипалон и полиуретан. Эти материалы различаются по своим свойствам и эксплуатационным характеристикам.
Прорезиненная ткань
Довольно распространенный материал, особенно в предыдущие советские и постсоветские годы, когда в нашей стране больше ничего и не было. Основные производители — Уфимский и Ярославский заводы. Единственное достоинство этого материала — его низкая стоимость, что и объясняет распространение и востребованность лодок из данного материала. Прорезиненная ткань используется чаще всего для изготовления гребных надувных лодок, реже - для моторно-гребных лодок. Главные недостатки — низкая прочность, слабое сопротивление к истиранию, подверженность гниению. Сейчас прорезиненные материалы постепенно сдают свои позиции, им на смену приходят более "продвинутые" ПВХ-материалы.
Неармированный ПВХ
ПВХ-материал - очень тонкий слой материала и для увеличения его прочности несколько слоев склеивают между собой. Недостатки неармированного ПВХ - небольшая прочность, плохая эластичность при низких температурах и растягивание при высоких; достоинства — практически не подвержен гниению, невысокая стоимость, малый вес и легкость в эксплуатации. Как правило, изготовитель лодок из неармированного ПВХ - Китай, и относиться к такой продукции следует с осторожностью.
Армированный ПВХ
Трехслойный материал, основа которого — синтетическое тканое полотно (жесткая сетка), покрытое с двух сторон слоями ПВХ. Склейка происходит с помощью высокоадгезивного связующего (адгезия — свойство частиц одного материала проникать в другой) которое обеспечивает связку ПВХ и жесткого корда на молекулярном уровне, то есть делает их единым целым. Полученная таким образом многослойная ткань отличается высокой степенью прочности на разрыв, порез, прокол и истирание. Существуют разновидности ткани ПВХ — тентовые, ткани специально разработанные для изготовления лодок, а также строительные. Ко всем разновидностям предъявляются соответствующие специальные требования. Основной параметр, указываемый производителями лодок — плотность ПВХ ткани, однако не стоит предполагать, что чем выше указанная плотность материала, тем выше качество. Обратите лучше внимание на сертификат качества.

Еще некоторые производители пишут на ярлыках к лодкам информацию о том, что они изготовлены из 5-слойных ПВХ-материалов и тут же на рисунке приводят образец этого материала. Из рисунка абсолютно не ясно, что из себя представляют эти 5 слоев. На самом же деле - это некоторые маркетинговые "ухищрения" производителей, никаких пяти слоев в данном ПВХ-материале нет, а за дополнительных 2 слоя выдают адгезивные связующие, которые присутствуют во всех ПВХ-материалах. На настоящий момент лодки из ПВХ-материалов самые популярные на нашем рынке.

Хайпалон и неопрен
Это самые новые и очень перспективные материалы. Обладают лучшими свойствами, нежели ПВХ-материалы, хотя в основе имеют так же синтетический тканый материал. Хайпалон - это искусственный резиноподобный материал. Его можно использовать как гидроизоляционное покрытие и во многих других ситуациях, где иные материалы непригодны из-за высоких температур, воздействия масел, озона, песка, бензина или ультрафиолетового излучения солнца. Именно благодаря исключительным свойствам хайпалона, многие производители надувных лодок выбирают именно этот материал для изготовления воздушных баллонов надувных лодок. Для покрытия внутренней поверхности воздушных баллонов часто применяется неопрен, который заслуженно получил репутацию совершенно воздухонепроницаемого материала, устойчивого к воздействию нефтепродуктов, Материал с использованием неопрена и хайполона получается очень качественным. Однако у него есть один маленький недостаток — его нельзя сваривать, соответственно он менее технологичен и дороже при производстве. Лодки из этого материала довольно дорогие, зато более долговечные по сравнению с лодками из ПВХ. Этот материал применяется при мелкосерийном производстве лодок.
Полиуретан (TPU)
Если ПВХ до введения в него добавок твердый материал, то полиуретан — пластичный. А за счет хорошей пористости он легко соединяется с тканевой основой. Лодки из полиуретана получаются невероятно прочными и стойкими к истиранию, долго могут сохранять товарный вид. Термопластичный полиуретан разработан для производства первоклассных лодок RIB и рафтов, в то же время является альтернативой более дорогому и известному материалу Hypalon. В отличие от Hypalon, TPU обладает более высокой абразивной и UV-стокойстью, также имеет высокий предел прочности, но в то же самое время характеризуется высокой гибкостью.

Другое преимущество состоит в том, что лодки из ткани TPU могут производиться двумя методами: метод склейки и метод сварки.

Благодаря однородности поверхности ткани, она менее повреждена царапинам, ее легче чистить и она приятней по тактильным ощущениям.

РЕМОНТ НАДУВНЫХ ЛОДОК
Если Вас постигла неудача и Ваша лодка получила прокол - надувную лодку легко можно починить. Вопреки распространенному мнению ПВХ-лодки также можно ремонтировать в домашних условиях, а при необходимости - даже и на природе. Как правило, в комплекте с лодкой идет ремнабор, состоящий из клея и нескольких кусочков материала, из которого изготовлена лодка. Либо такой набор можно приобрести в магазинах, торгующих надувными лодками. При соблюдении инструкции по ремонту надувной лодки и высушив заплатку в течение 1-2-х дней, лодку можно эксплуатировать еще долгое время.

Собираясь на природу, что-то забыли приобрести? Загляните в ближайший к Вам магазин "Русская охота" и опытные продавцы помогут Вам подобрать товар для любого путешествия.

Подборка материала - Березина Н., при использовании статьи ссылка на сайт sibohota.ru обязательна